Все связанное с перуном


  • Институт Праславянской Цивилизации - История Праславян

    Чудинов В.А.

    Лики Перуна

    Oб авторе

    Одним из самых почитаемых и грозных богов славян был Перун. С его именем шли наши предки на войну; он, по преданию, встречал души павших воинов и провожал их в Ирий, славянский рай; его именем клялись и подписывали международные соглашения. Его идол стоял в Киеве на Подоле, да так, что стан был вырезан из дерева, голова вылита из серебра, уши и усы изваяны из золота, ноги выкованы из железа, а молния в руке составлена из рубинов и карбункулов. Перед ним горел неугасимый огонь, но если по небрежению он гас, то жрец наказывался смертью как враг бога.

    Все, что связано с Перуном, крайне интересно не только для каждого славянина, но и для исторической науки, пытающейся реконструировать славянскую мифологию. Но вот беда — хотя рисунков и скульптурок различных мифологических существ археологи выкопали из земли достаточно много, они пока не знают, какое же из них можно считать Перуном. Неужели же все усатые и бородатые изображения?

    На первый взгляд затруднения историков непонятны. Если есть фигурки или рисунки, достаточно прочитать подписи под ними, и сразу будет ясно, кто есть кто. Но историки не занимаются чтением знаков на предметах, это делают эпиграфисты. А последние убеждены, что таких надписей нет. По их мнению, ни иконки, ни фигурки, ни рисунки никто и никогда в домонгольской Руси не подписывал. Поэтому ни в каких мифологических словарях и энциклопедиях вы подлинных ликов Перуна не увидете. Так, например, в великолепно иллюстрированной эенциклопедии для детей издательства "Аванта", в томе 6, посвященном религиям мира, в разделе "Верования древних славян" вы не найдете ни одного изображения славянского бога, не только Перуна. Нет иллюстрации Перуна и в просто переполненном картинками втором томе двухтомника "Мифы народов мира" под редакцией С.А. Токарева (с. 307). И лишь в "Словаре славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева (Нижний Новгород 1996, с. 313) можно увидеть прекрасную иллюстрацию художницы Надежды Антиповой. Благородное лицо, гордая осанка, густая борода, крепкие мускулистые руки, кольчуга, многократно изломанная молния, неугасимый огонь — все атрибуты мифологического громовержца здесь налицо. Нет лишь одного — подлинности. Ибо сравнивать пока не с чем.

    А теперь задумаемся: как же так получилось, что приходится выдумывать лики языческих богов? Почему, допустим, греки сохранили достаточно много скульптурных изображений Зевса, а римляне — Юпитера, но славяне — ни одного Перуна? В чем тут дело? В особой ненависти славян-христиан к языческому периоду? В том, что все крупные идолы Перуна были свергнуты еще при Владимире? Вряд ли. Ни одну религию невозможно искоренить в одночасье, и даже если какие-то крупные идолы были повержены, не может быть такого, чтобы до наших дней не дошло ни одного-единственного изображения Перуна. Тем более, что археологи ежегодно выкапывают из земли все новые фигурки, которые вполне могли сохраниться именно потому, что их выбросили и зарыли в землю.

    Следовательно, дело в другом, и я могу сказать открыто, в чем именно. В том, что современные эпиграфисты не желают читать подлинно славянские надписи, принимая за них лишь то, что начертано кириллицей. А разве кириллица — не славянская письменность? — спросит изумленный читатель. На мой взгляд, не совсем. Я отвечу почти теми словами, которые я прочитал на одной русской монете XV века: кириллица — письменность для русских, а руница — для славян. Это означает, что кириллицей писали европейцы, жители славянских земель, а руницей — славяне.

    Перун по мысли художницы Надежды Антиповой

    А что такое руница? — Вот с этого я обычно и начинаю различные статьи, поскольку пока что данная письменность широкой общественности неизвестна. Под руной наши предки понимали любой письменный знак, независимо от его этнической или звуковой принадлежности. И если руны у германских или тюркских народов имели характер букв, то есть каждому знаку соответствовал определенный звук, гласный или согласный, то руны у славян имели слоговую природу, то есть один знак означал сразу согласный вместе с гласным. Так что слово ПЕРУНЪ передавалось тремя знаками со значением ПЕ, РУ и НЪ.

    До меня было почти два десятка исследователей разных национальностей, которые пытались прочитать тексты, начертанные руницей. Среди них можно назвать датчан Финна Магнусена и Андреаса Шёгрена, русских исследователей графа А.С. Уварова и А.А. Котляревского, Д.И. Прозоровского и В.И. Таланкина, украинцев Карла Болсуновского и Н.З. Суслопарова, австрийца Генриха Ванкеля, чеха Вацлава Крольмуса, поляков Тадеуша Волянского и Яна Лецеевского, болгарку Павлину Петрову, отечественных исследователей И.А. Фигуровсого, Н.В. Энговатова, М.Л. Серякова, Н.А. Константинова, Г.С. Гриневича. К большому сожалению, несмотря на публикацию ряда текстов и попытки их дешифровки, прочитать правильно то, что было начертано руницей, они не смогли. Мне пришлось начать процесс дешифровки заново, найдя несколько десятков текстов возрастающей сложности, где знаки определялись из контекста однозначно. В конце концов я вышел на такой уровень понимания, при котором тексты читались надежно.

    Проработав над дешифровками около десяти лет и продвигаясь ко все более сложным текстам, я смог читать любые надписи, выполненные руницей и смешанным письмом, то есть руницей пополам с кириллицей. Единственное, что меня всегда смущало — это то, почему академическая наука еще полвека назад не проделала то же самое? Ведь эпиграфистов у нас достаточно много! И я понял, что причин как минимум две: нелюбовь к отечественной истории и боязнь за уже полученные титулы. По первой причине "нечитаемые" надписи стараются либо вообще не публиковать, либо публиковать так, чтобы знаки текста остались в тени, были бы как можно незаметней; по второй — всех любителей разгадывать надписи, которые хоть в какой-то мере приблизились к чтению неизвестных знаков, старались тем или иным способом изгнать из профессиональной научной деятельности. Ведь если только допустить, что на Руси и в других славянских странах существовала самобытная система письма, зашатаются многие незыблемые устои гуманитарных знаний.

    Возможно, что когда-нибудь, хотя и не скоро, и официальная археология пойдет по предлагаемому мной пути, и будет считать одной из своих первостепенных задач чтение смешанных и слоговых надписей на археологических памятниках. Пока что, к сожалению, наше мировоззрение определяют строки Дмитрия Лихачева, высказанные им по поводу тысячелетия русской культуры (на самом деле русской культуре не менее 30 тысяч лет): « Я думаю, что с крещения Руси, вообще, можно начинать историю русской культуры. Так же, как и украинской и белорусской. В общем, культура восходит к каменному веку, к неолиту или палеолиту. Но характерный черты русской, белорусской и украинской культуры Древней Руси — восходят к тому времени, когда христианство сменило собой язычество. Христианство — письменная религия, приобщившая Русь к высокоразвитой мифологии, к истории европейских и малоазийских стран» 1. К сожалению, эти слова представляют собой мифологию от лица гуманиарной науки Руси: в действительности, язычество — не менее письменная культура Руси, чем христианство. И она, языческая письменная культура, напротив, приобщила европейскую а малоазийскую мифологию к высокой мифологии Руси. Правда, об этом я буду говорить в моих следующих публикациях. Пока же я просто демонстрирую существующую позицию в науке. А из нее следует, что если только нашу культуру и письменность мы будем начинать с языческого периода, сразу же померкнет создание второй (после глаголицы) славянской азбуки Кириллом и Мефодием, поскольку у славян уже существовала руница как слоговое письмо и глаголица как буквенное письмо. Окажется, что на этом виде письменности имелись исторические сочинения, гораздо более древние, чем на кириллице, так что роль христианской письменности реально свелась не столько к приобщению славян к христианской мифологии, сколько к вытеснению из славянского сознания собственной славянской мифологии и собственной истории. И эта история оказывается ничуть не менее древняя, чем у других европейских народов, со своим палеолитом, мезолитом, неолитом и своей античностью. Так, недавно я смог прочитать и нанести на современную карту схему Евсевия, относящуюся примерно к 330 году н.э.; на ней можно видеть расположение по меньшей мере 9 славянских племен Средней и Восточной Европы (и не менее такого количества в то время проживало в Западной Европе — и это при том, что на сегодня "древними славянами именуется ряд народов, населявших Восточную, Центральную и Юго-Восточную Европу в V-IX веках"2. Как же тогда именовать античных славян с карты Евсевия, которы жили за полтора века до указанного периода? Но славяне жили и до греков и римлян на Балканах и Альпах.

    Короче говоря, в лице руницы славяне обретают отнятую у них письменность и могут говорить о себе не языком греческих и латинских авторов, а своим собственным. И потому найденные археологами "изображения неизвестных бородатых мужчин" могут сказать нам, кем они являются в действительности. А на поверку они оказываются изображениями Велеса и Перуна, но в данном сообщении я ограничусь только изображениями Перуна.

    Глиняная фигурка Перуна. При раскопках Старой Рязани в усадьбе А была найдена фигурка глиняного "идольчика", о которой исследователи пишут следующее: « Особый интерес представляет глиняная мужская фигурка с утраченными руками и нижней частью туловища. Черты лица не выявлены, обозначена только окладистая борода. Сужающийся кверху головной убор с опушкой напоминает шапки славянских каменных идолов (Збручский, Новгородский) и некоторых фигурок "домовых" из Новгорода» 3.

    Мое чтение надписи на фигурке Перуна

    На мой взгляд, надписи есть как на лбу, под шапкой, так и при виде сбоку. Они гласят ПЪРУНЪ, то есть ПЕРУН. Кроме того, на виде сбоку чуть ниже имени Перуна прослеживается чуть заметная надпись МАКЪШЬ, то есть МАКОШЬ, а на уровне талии — надпись ПЕРУНЪ через ПЕ. Так что божок оформлен весьма стандартно, и нет никаких сомнений, что это действительно фигурка Перуна, а не домового. Таков вид "домашнего божка", который у язычников соответствовал небольшой домашней иконке христиан. Из данной иллюстрации можно видеть, что фигурки Перуна в языческий период положено было иметь на дому.

    Металлический божок Новгорода. У западных славян, редариев (или ободритов) в хораме Ретра, как свидетельствуют хронисты Х-XI вв. н.э., существовали металлические фигурки славянских богов. Что же касается металлических фигурок языческих богов на Руси, мне об этом прежде не было известно. Однако, оказывается, металлические фигурки богов существовали и на Руси. Правда, видимых надписей на них эпиграфистами не установлено. Однако сама фигурка обозначала те или иные знаки руницы.

    В слое XII века Новгорода была обнаружена « небольшая металлическая фигурка человека с усами без бороды, в короткой рубахе, упершегося руками в бока. Пъедесталом ему служит столб, который гораздо длиннее самой фигурки. Судя по всем этим признакам, с известной долей вероятностиможно говорить об изображении тут древнерусского божества, быть может, Перуна» 4.


    Металлическая фигурка из Новгорода

    Подобное предположение неудивительно: уже Владимир усилил культ Перуна, так что его изображения должны были бы попадаться чаще всего. Однако, как выглядит надпись ПЕРУНЪ в рунице, мы уже знаем по находке глиняного идольчика с его именем; здесь же на данной фигурке никаких подобных знаков на первый взгляд обнаружить не удается. Поэтому надо искать другие знаки. Я их нашел; на мой взгляд, руки фигурки образуют слово РУСЬ. Сначала я не обратил внимания на то, что на самом деле на фигурке довольно много как кирилловских букв, так и слоговых знаков. Их я нашел чуть позже, всматриваясь в фотографию. А пока я хотел бы предоставить слово другому исследователю этой фигурки, М.В. Седовой: « Стержень четырехгранного сечения с односторонним плоским скульптурным изображением человеческой фигурки. Стержень изготовлен из оловянисто-свинцового сплава. Длина его 7, 5 см. Человек стоит в полный рост, подбоченившись, на нем одежда (рубаха) до колен. Лицо человека овальное, усатое, с большими выпуклыми глазами. Вероятнее всего, изображен древнерусский языческий бог Перун5. Предмет датируется 30-60-ми годами XII века» 6. Иными словами, никакого намека на то, что тут есть надписи. А они действительно есть, причем в большинстве своем кирилловские.


    Мое чтение надписей на фигурке Перуна

    Именно в лежачем положении читаются надписи как на стержне, так и на груди идола. Я читаю сначала кирилловские буквы ОДЪ, что является концом слова НОВГОРОДЪ; начало слова было на обломанном продолжении стержня. Далее следует лигатура из кирилловских знаков; разложив ее на буквы, можно прочитать слова НОВГОРОДЪ, ПЕРУН. Наконец, на груди фигурки начертано руницей в виде лигатуры ПЕРУНЪ. Так что перед нами действительно Перун.

    Теперь можно полюбоваться на лик Перуна, а заодно "прочитать" расположение его рук, что и показано на рисунке, как в виде фотографии, так и на прориси.


    Мое чтение положения рук

    Допускаю, что помимо надписи РУСЬ на лице можно прочитать лигатуру из глаза, носа и одного уса как ПЕРУ, а подбородок — как славянскую букву N, однако это не принципиально, поскольку на груди фигурки уже есть надпись ПЕРУНЪ руницей, а на стержне ниже надпись ПЕРУНЪ кириллицей.


    Фигурка на рукояти ножа

    "Человеческая фигурка" рукояти ножа. Другая фигурка была найдена в качестве рукоятки ножа. М.В. Седова пишет о ней так: « Бронзовая литая рукоять овальной в сечении формы завершается сидящей человеческой фигуркой. Найдена в слое рубежа X-XI вв. Длина 9,8 см. Фигурка большеголовая, непропорциональная. Руки человечка обхватывают колени, на голове — островерхая шапка с околышком, украшенным зигзагообразным узором. Лицо улыбающееся, безбородое, усатое, крупные глаза кажутся полузакрытыми. На шее виден рельефный выступ — возможно, изображена гривна. В нижней части рукояти вычеканен узор в виде двух крестов. Бронза, из которой отлита рукоятка, относится к группе V. По форме рукоятка близка находке из Финляндии, считающейся скандинавским импортом3. Фигурка человека на новгородской рукояти несколько напоминает скульптурное изображение скандинавского бога Тора7» 8. В том, что перед нами Тор или финское украшение, я сомневаюсь. Лицо усатое, но без бороды, с выпуклыми глазами — уж не очередное ли изображение Перуна перед нами? К тому же левая рука на виде справа явно образует слоговой знак РУ, то есть руки, как и на предыдущем изображении, помечают РУСЬ, а не иное государство в качестве места изготовления.


    Мое чтение надписи на рукояти ножа из Новгорода

    Попробуем прочитать надписи, место положения которых на рукояти указано стрелочками. Поскольку опять качество фотографии оставляет желать лучшего, я сделал прориси. Так, нижняя надпись на рукояти гласит: РУСЬ СЛАВЯНЪ. После ее чтения сразу отпадают версии о финском или германском происхождении рукояти.

    Правее наверху расположена лигатура, которую я читаю ПЕРУНЪ. Тем самым подтверждается мое предположение о том, что иконография изображения соответствует именно Перуну.

    Еще правее находится лигатура, которая читается РУСЬ ЖИВЫ, то есть мы имеем дело с ЖИВИНОЙ РУСЬЮ, областью северных русских княжеств. Таковы надписи вне человеческой фигуры.

    На самой фигуре с большим трудом просматривается надпись кириллицей НОВГ на груди при виде слева и Р..Д при виде справа, что можно понять как НОВГОРОД. А на голове, точнее на шапке, можно видеть лигатуру из знаков РС, буквы П и знака U внизу на виде слева; на виде справа видна лигатура из букв РУН и знак W левее и ниже. Это можно прочитать как слова РУСЬ, ПЕРУН. БОЖЕ! Надпись БОЖЕ означает, что перед нами оберег.

    Таким образом, помимо каноничекой фигурки с изображением Перуна в стоячем виде, существовала и фигурка-оберег Перуна, где он был изображен сидячим. А поскольку перед нами находится бронзовая рукоять ножа, можно предположить, что данный нож имел какое-то отношение к Перуну, например, являлся ножом храма Перуна, или ножом воина, посвященным Перуну. Так что наряду с глиняными, существовали и металлические фигурки Перуна.

    Золотой перстень. В Новгороде был найден золотой перстень середины XII века, о котором М.В. Седова сообщила следующее: « Особым изяществом исполнения отличается золотой перстень с прямоугольной яшмовой вставкой, которую с двух сторон окружают головы драконов (19-22-1009). Он оченьблизок золотому перстню, найденному в руинах Гижней церкви Гродно и датируемому XIII-XIV вв. Новгородский перстень по условиям нахождения датируется 30-60-ми годами XII века» 9.Слово "дракон" употреблено и в подписи под изображением, хотя на мой взгляд по иконографии это типичный Перун с большими усами.


    Золотой перстень из Новгорода и мое чтение его надписей

    При внимательном рассмотрении на перстне можно найти знаки руницы. Знаки вверху я читаю, обратив в цвете, РУНЕ, то есть НАДПИСИ. Знаки чуть ниже я читаю ПЕРУНЪ, то есть ПЕРУН.

    Привеска с изображением Перуна. Помимо скульптурных ликов языческих богов существовали и их контурные изображения. Одно из них нанесено на монетовидную привеску, найденную в одном из курганов Плещеева озера (вблизи Ростова Великого) и относится к XI-XIII векам10. Привеска невелика по размерам, я ее увеличил и рядом поместил обращенное в цвете и повернутое на 900 влево ее изображение.

    Надписи на привеске однотипны. Вверху читается выражение СЬМОЛЕНЪСЬКЪ ЖЕСТЬ, то есть СМОЛЕНСКОЕ УКРАШЕНИЕ. Следовательно, привеска сделана в Смоленске. Затем еще дважды начертано слово СЬМОЛЕНЪСЬКЪ, то есть СМОЛЕНСК, и существует надпись из трех слов СЬМОЛЕНЪСЬКЪ ПЕРУНОВА РУНА, то есть СМОЛЕНСКАЯ ПЕРУНОВА НАДПИСЬ. Под портретом — подпись кириллицей, гласящая ПЕРУНЪ, причем Р и У, а также Н и Ъ слиты в две лигатуры. На портрете изображен усатый мужчина с повязкой на лбу; его волосы своеими локонами образуют руничную надпись СЬЛАВАНЪ, то есть СЛАВЯН, следовательно, это бог славян, а не литовцев. Нижняя челюсть у него небольшая, а усы довольно длинные и висячие. Короче говоря, все иконографические признаки свидетельствуют в пользу того, что перед нами — именно Перун.


    Мое чтение надписей на монетовидной привеске


    Скульптурный портрет Перуна. На этом я и хотел было завершить иконографию Перуна, когда вдруг судьба мне подарила редчайший случай опознать в одном из скульптурных ликов христианского храма портрет этого языческого бога, да еще какой!

    Вообще говоря, он помещен в монографии А.А. Медынцевой, и под ее убаюкивающий голос я не очень внимательно вглядывался в помещанную рядом фотографию. А зря! Но сначала послушаем, о чем вещал голос исследовательницы. Речь идет о Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском, построенном по инициативе князя Святослава Всеволодовича в 1234 году: « Помимо надписей на подножии "Распятия", на стенах Георгиевского собора имеются еще две: возле изображения Георгия — [А]ГНОС [Г]ЕОРГИ и возде рельефа неизвестного святого БАКУ... (см. рисунок). С прочтением и толкованием первой надписи проблем не возникает. Можно отметить, что она выполнена почерком, очень близким почерку надписи под "крестом" Святослава. Вторая надпись очень сложна для понимания.

    Б.А. Рыбаков допускал, что в этом рельефе, согласно надписи, можно видеть изображение какого-либо святого или боярина Аввакума11. Г.К. Вагнер предположил, что надпись следует отнести мастеру — исполнителю рельефа12. Впоследствии рельеф с надписью был им дополнительно рассмотрен в специальной статье, где получили освещение некоторые вопросы, связанные с такой трактовкой надписи13. Прежде всего, Г.К. Вагнер отметил, что чтение Амбакум маловероятно, хотя такое написание имеется на Суздальских вратах, так как начальная буква Б высечена у самого края блока и возле нее нет места для начальной буквы А. Конец надписи стерт, поэтому исследователь предложил чтение БАКУН — имя, довольно часто встречающееся на Руси. Им также отмечено отсутствие слова АГНОС, необходимого, если речь идет о святом Аввакуме. Сам же рельеф, при котором находится надпись, по мнению Г.К. Вагнера, является изображением Спаса. Таким образом, имя — Бакун может быть только именем автора рельефа, который, по всей вероятности, был главным мастером.


    Рельеф из Георгиевского собора в Юрьеве-Польском


    Приведенные Г.К. Вагнером аргументы не могут быть отброшены, и надпись можно считать автографом мастера. У некоторых исследователей (С.Г. Щербова) возникла мысль о более позднем происхождении надписи, хотя на основании четырех букв трудно строить какие-либо заключения. Можно отметить лишь то, что эта надпись выполнена иным почерком, чем рассмотренные выше, что вполне объяснимо, так как Г.К. Вагнер определяет не менее 11 мастеров, работавших над резьбой собора. По начертанию букв она близка к надписям на Суздальских вратах, особенно западных. Если же к этим соображениям добавить расположение надписи на пустом поле, как бы специально для нее оставленном, то оснований считать ее более поздней у нас не остается. — Как уже отмечалось, Г.К. Вагнер рельеф, возле которого находится необычная надпись, считал изображением Спаса (Иисуса Христа). Но обращает на себя внимание, что нимб на изображении не крещатый, а простой. Поэтому не исключено, что на рельефе изображен святой (Аввакум?). В.Л. Янин в устном сообщении высказал предположение, что надпись следует прочесть как фрагмент имени ЗАКХЕЙ. Вероятно, у Г.К. Вагнера, неоднократно детально обследовавшего рельеф с надписью, были основания прочесть его как БАКУ. Но как бы мы ни читали эту короткую надпись, следует отметить, что появление редко изображаемого святого с подписью, не связанной с семейным патронатом заказчиков владимирских князей, можно соотнести с изображением святого, тезоименитого мастеру. Вероятно, эта надпись — одна из редчайших в русской художественной культуре подписей мастеров, подобно фресковым надписям художников из Софийского новгородского собора, имевших в древнейшее время форму автографов» 14.

    С моей точки зрения, надписей здесь весьма много, а вовсе не четыре буквы. И изображение на рельефе не является ни Спасом, ни Аввакумом, ни святым, ни строителем, ни ктитором храма. При том разрешении и при том контрасте фотографии, которое приводится на этом изображении, никакие надписи действительно не видны. Поэтому я попробую все места, связанные с надписями увеличить и сделать более контрастными, а также обратить в цвете, чтобы увидеть, что знаков тут более, чем достаточно.


    Мое чтение надписей вокруг "букв"


    Вначале я хочу рассмотреть ближайшие окрестности "букв", якобы образующих слово БАКУ. Первая якобы буква Б на деле представляет собой лигатуру знако ЛИ и КЪ, образующих слово ЛИКЪ, то есть ЛИК, и повторенных чуть левее в зеркальном отражении. Ниже то, что считается буквой А, представляет собой лигатуру тех же знаков, образующих слово ЛИКЪ, однако низ лигатуры соприкасается с левой мачтой знака ПЪ, а правее этой лигатуры находится крупная крыша знака ПЪ. На правую мачту знака ЛИ наложена мачта второго знака, РУ, а правый зигзаг КЪ вместе с левой мачтой ПЪ составляется знак НО; правее и ниже в обращенном свете виден знак ВЪ, что образует слово ПЪРУНОВЪ, то есть ПЕРУНОВ. Так что полный текст будет ЛИК ПЕРУНОВ. Впрочем, слово ПЕРУНОВ в разных начертаниях повторяется на рассматриваемом участке несколько раз. Якобы "буква К" является лигатурой ЛИ и КЪ, а якобы "буква У" есть один из вариантов начертания слова ПЪРУНОВЪ, то есть ПЕРУНОВ. Так что надписи БАКУН, АМБАКУМ или ЗАКХЕЙ тут нет, а есть разные варианты лигатур со смыслом ПЕРУНОВ ЛИК.

    Разные варианты имени ПЕРУН размещены и ниже рельефа, как левее, так и прямо под рельефом. Прежде всего это декор, который распадается на знаки ПЪРУНЪ, то есть ПЕРУН, а также ряд горизонтальных надписей вокруг бороды, как руничных, так и кирилловских. Все они читаются ПЕРУН, и тем самым подписывают лик Перуна внизу. Разумеется, есть масса надписей и наверху, и правее рельефа, и сколько бы мы их не прочитали, результат останется одним и тем же: перед нами скульптурное изображение головы Перуна, наиболее реалистическое из всех.

    Есть надписи и на лбу, и на носу рельефа (например, над правой бровью начертано ПЕРУНЪ, а над левой — ЛИКЪ). Тем самым, нет ни малейшего сомнения в том, что перед нами не неведомый БАКУ, а самый настоящий ПЕРУН. Так что остальные надписи, а их еще вокруг рельефа довольно много, лишь подтвердят уже прочитанное.


    Мое чтение надписей под рельефом Перуна


    Из всех изображений Перуна это — самое детализированное. То, что оно находится в христианском храме, не должно ообенно удивлять, ибо в XII-XIII веках в качестве христианских святых нередко понимали языческих богов.


    Мое чтение надписей на кирпичах Иоанно-Предтечинской церкви Киева


    Чтобы не быть голословным, привожу свое чтение на кирпичах XI века Иоанно-Предтечинской церкви Киева15. На первом кирпиче надпись очень напоминает слово ВОЙДИ, однако справа палочка не прямая, а изогнутая, что является зеркальным знаком СЬ, и, следовательно, здесь читается слово ВОЛОСЬ, то есть ВОЛОС. Две следующих лигатуры могут быть прочитаны только как ПЪРУНЪ, то есть ПЕРУН, так что в XI веке у этих языческих богов были свои места почитания, которые устанавливались еще при строительстве храма. Наконец, последняя надпись читается ЛИКЪ, то есть ЛИК; она, видимо, устанавливалась в непосредственной близости от изображения языческого бога, тогда как кирпичи с именем бога могли указывать на путь к его лику. Полагаю, что такое подтверждение должно развеять все сомнения в отношении того, допустимо ли было иметь изображение языческого бога в христианском храме. Кстати, рельеф Перуна в Георгиевском соборе Юрьева Польского, и кирпичи с его именем из Иоанно-Предтечинского храма Киева дают решение проблемы, которую в наши дни ставят некоторые исследователи: у западных славян существовали языческие храмы (в Арконе, Ретре), тогда как у восточных славян ни одного храма не обнаружено. Было ли у восточных славян единое язычество? « Ведь летописные сообщения свидетельствуют о почитании лишь деревянных антропоморфных (?) изображений. Подобный вопрос оказывается чрезвычайно актуальным в контексте восприятия восточнославянского язычества как совокупности узколокальных комплексов верований, неудачной попыткой объединения которых была так называемая "языческая реформа" князя Владимира 980 года» 16. Теперь становится ясным, что строить языческие храмы после принятия христианства не было смысла, ибо христианские храмы наряду с ликами Христа и святых имели и лики языческих богов. Иными словами, двоеверие было материализовано. А лики богов — Велеса или Перуна — существовали и в церковно-храмовом, и в домашнем исполнении, как показывает материал данной статьи.

    Заключение. Когда стало ясным, что славяне имели свою письменность задолго до того, как появилась кириллица, и когда появилась возможность читать эти надписи, стало очевидым и то, как конкретно выглядели славянские божества. И прежде всго Перун. Руница помогла вывести его лики из забвения и показала, где и как почитали это божество славяне. Надеюсь, что это — только начало интереснейших исследований славянского язычества.

    Опубликовано в 17.


    Литература


    Лихачев Дмитрий. Тысячелетие культуры // Альманах библиофила. Вып. 26. Тысячелетие русской письменной культуры (988-1988). М., 1989, с. 6 История южных и западных славян в двух томах. Т. 1. Средние века. Учебник. Под ред. Г.Ф. Матвеев и З.С. Ненашевой. МГУ, М., 2001, с. 7 Даркевич В.П., Борисевич Г.В. Древняя столица Рязанской земли. М., 1995, с. 144, рис. 95 Арциховский А.В. Археологическое изучение Новгорода, т.1. МИА, вып. 55, М., 1956, с. 35; с. 36, рис. 18 Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X-XV вв.). М., 1981, с. 176, рис. 75 Racz J. Early finnish Art. Helsinki, 1961, fig. 127 Magnusson M. Les Vikings. Paris, 1976, p. 68 Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода..., с. 178; с. 177, рис. 78 Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода..., с. 141, рис. 55 Комаров К.И. К истории населения Плещеева озера в Х-XIII веках // Сообщения Ростовского музея, вып. VIII. Ярославль, 1995, с. 143, рис. 2-23 Рыбаков Б.А. Прикладное искусство и скульптура // История культуры древней Руси.М.-Л., том 2, 1951, с. 462 Вагнер Г.К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси (город Юрьев-Польский). М., 1964, с. 54-55 Вагнер Г.К. О главном мастере Георгиевского собора 1234 года в городе Юрьеве-Польском // СА, № 2 Медынцева А.А. Грамотность в Древней Руси. По памятникам эпиграфики Х-первой половины XIII века. М., 2000, с. 219-221 Гупало К.М., Толочко П.П. Давно-Ки? вський Подi л у свi тлi нових археологi чних дослi джень // Стародавнi й Ки? в. Ки? в, 1975, с. 120, рис. 12 Петров Н.И. Каменные идолы Восточной Европы: славянское язычество? // Евразия сквозь века. Сборник научных трудов, посвященных 60-летию со дня рождения Дмитрия Глебовича Савинова. СПб, 2201, с. 90 Чудинов В.А. Лики Перуна //«Духовность». Журнал гуманитарных исследований, книга 7. Сергиев Посад, 2004, с. 48-63 Чудинов В.А. Лики Перуна // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.11950, 11.04.2005

    [Обсуждение на форуме «Праславянская Цивилизация»]


    В начало документа
    Источник: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02110016.htm



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Похожие новости


    Связать юбку тёплую
    Переводы и все что с ними связано
    Как связать пройму на рукав
    Бисер колье нежность
    Поделки из бумаги подарки мамам
    Стиральный порошок поделки
    Ютуб жукова декупаж


    Все связанное с перуном
    Все связанное с перуном


    Перун Википедия
    Перун и его роль в современной жизни - Русская Правда



    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ